Заметки директора

Антикризисная кухня. Начинаем новую рубрику в "Бирже"
ceonotes
«Экономический кризис шагает по стране!». Под аналогичными заголовками регулярно выходят информационные материалы во многих СМИ. Падение цен на нефть, рост курса мировых валют, экономический санкции, увеличение процентной ставки Центрального Банка, падение ВВП и пр. по мнению авторов этих материалов спровоцировали в стране начало масштабного экономического кризиса, который может привести к очень серьезным последствиям. Однако, все ли действительно так плохо? Действительно ли перспективы у российских предпринимателей только негативные? Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой попытаемся разобраться в сложившейся экономической ситуации и дать простые и одновременно полезные рекомендации, которые позволят вашему бизнесу не только пережить существующий кризис, но и воспользоваться возникшей, на первый взгляд, сложной экономической ситуацией для обеспечения стабильного роста и увеличения ключевых показателей эффективности работы.

Вместе с Алексеем Койфманом начинаем новую рубрику в Бирже

Кризис и его влияние на бизнес.

«Кризис» - это слово в очередной раз плотно закрепилось в нашем словаре. Не проходит и дня, чтобы эта тема не поднималась в прессе, на телевидении и не обсуждалась в кулуарных разговорах между сотрудниками на рабочих местах. Практически все информационные ресурсы и издания пестрят материалами с громкими заголовками и пессимистическими прогнозами о будущем бизнеса в России, падении ВВП, спаде промышленного производства и прочих негативных последствиях. Стоит задаться вопросом: «Действительно ли влияние кризиса и его последствий на деловую атмосферу в стране только негативное?»

В первую очередь, для ответа на поставленный вопрос, необходимо обозначить причины, из-за которых в стране сложилась текущая экономическая ситуация. Очевидно, что ситуация несколько сложнее и более комплексная, чем её пытаются представить отдельные эксперты. Участники рынка стали испытывать экономические трудности из-за значительного снижения чистой прибыли и статистические показатели начали демонстрировать снижение экономического роста в стране гораздо раньше, ещё до начала периода падения цен на энергоносители и введения экономических санкций. Даже привлекательные кредитные предложения для бизнеса от финансовых институтов перестали обеспечивать необходимую приемлемую норму прибыли. Связано это было в первую очередь с избытком предложения по большинству товарных позиций и окончания периода роста выручки исключительно за счет ценовой конкуренции. Рынок естественным путем трансформировался из рынка «спроса» в рынок «предложения» для эффективной работы и существования на котором бизнес, как впрочем, и действующая нормативно-правовая база законодательства России, оказались не готовы. Падение цен на энергоносители и санкции Запада послужили всего лишь катализатором реакции, а не её причиной. Можно утверждать, что и без появления такого своеобразного «катализатора» российскую экономику ожидали значительные сложности. Наличие вышеперечисленных составляющих лишь сделало их значительно более заметными и резкими. Текущую экономическую ситуацию в стране следует рассматривать как, своего рода, ускоренный естественный отбор - эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается что в конечном итоге ведет к выживанию и доминированию такой популяции над другими видами. Благодаря этому неэффективным компаниям придется уйти с рынка, но с другой стороны, компании, которые смогут выжить и приспособится, станут значительно сильнее и стабильнее.

Обязательным составляющим любой экономической турбулентности является перераспределение денежных средств и как следствие уход старых и возникновение новых элит. Примером тому могут служить 90-ые года прошлого века, когда в России фактически из ничего возникла новая экономическая элита – «олигархи». Поэтому любой кризис это, в первую очередь, драйвер экономики, который заставляет её самостоятельно развиваться и работать эффективнее, а не просто дрейфовать по течению под действием внешних сил.

Существует несколько неоспоримых преимуществ, которые в обязательном порядке сопутствуют любому экономическому кризису. В первую очередь это, как уже было сказано ранее, возникновение новых лидеров и замена команд на более профессиональные. Для выживания компании на рынке возникает необходимость решения задач выбора новых поставщиков, улучшения договорных условий, сокращения расходов, оптимизации систем мотивации персонала и пр., задач, которые бы в условиях экономической стабильности никогда бы не рассматривались. Возникает необходимость в комплексном и всестороннем аудите бизнеса с обязательным проведением последующих ускоренных антикризисных реформ, совершенствования знаний и умений сотрудников. Для большинства компетентных и одаренных сотрудников кризис является единственной возможностью продемонстрировать свои навыки в решении нестандартных задач, которые не под силу регулярным менеджерам. Форсированное изменение экономической ситуации требует открытия новых направлений развития и создания дополнительных конкурентных преимуществ у товаров и услуг.
Кризис, а ни что-то иное, заставляет бизнес работать. Экономическая стабильность, так или иначе, медленно убивает любые попытки реформ и инноваций из-за отсутствия острой необходимости в их проведении и внедрении. Именно это мы и можем наблюдать сегодня в России, когда в открытую звучат заявления от руководителей страны, что высокие цены на энергоносители с одной стороны создали в стране экономическую стабильность, а с другой стороны привели её к «экономическому застою».

В завершении хочется отметить, что любой кризис явление временное, однако условия, в которых окажется та или иная компания после стабилизации экономической ситуации в стране, напрямую зависят от грамотных и четких действий её руководителей сегодня. Главной составляющей формулы успеха в бизнесе является сильный лидер, поддержанный коллективом. Организация прошедшая экономический кризис и благополучно вышедшая из него становится сильнее, а её коллектив сплоченнее и опытнее.

Сетевые ресурсы про войну на Украине.
ceonotes
Для понимания объективной картины нужно читать обе стороны.

Со стороны Донецка
http://colonelcassad.livejournal.com/
http://dnr-news.com/

Со стороны Киева
http://112.ua/
http://www.unian.net/

Старая еврейская притча о логике и мудрости
ceonotes
Молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
- Ты знаешь арамейский? - спросил раввин.
- Нет.
- А иврит?
- Нет.
- А Тору в детстве учил?
- Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
- Ты не готов учить Талмуд, - сказал раввин. - Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься - буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
- Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
- Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
- Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
- Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
- Хитро придумано! - восхитился гость. - А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
- Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Но мы уже выяснили - тот, у кого лицо чистое!
- Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
- Я об этом не подумал! Поразительно - я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте ещё один тест!
- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
- Ну... Оба пойдут умываться.
- Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
- Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
- Ладно. Два человека спускаются по дымоходу...
- О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
- Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой - нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос - бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!

О политике.
ceonotes
Все пишут об Украине. В интернете пишут об Украине. По телевизору говорят об Украине. Везде одна Украина. Видимо модный тренд. Модные тренды нельзя игнорировать. Поэтом я тоже решил написать об Украине. Видимо любимая забава отдельных стран в мире - раз-другой в столетие собраться и получить, вы уж простите, пизд*лей от России.


Проект статьи для газеты "Биржа плюс".
ceonotes
Ценный опыт. Успешная работа в современных условиях. Возможна или нет?

Кирсанов Н. В., Койфман А. П.

Экономика создает всё новые и новые вызовы. Бизнесу с каждым днем становится сложнее работать в современных рыночных условиях. Основные причины таких трудностей – трансформация российского рынка из рынка «спроса» в рынок «предложения», обусловленная объективными факторами. Возможна ли успешная работа на современном рынке и что нужно для этого сделать, какие преобразования должны быть проведены? Одним из способов успеха является адаптация существующей функциональной модели предприятия к новым рыночным условиям с внедрением в организации формализованных подходов работы с персоналом, системы тайм-менеджмента в отношениях с контрагентами и эффективной продуктовой политики.

Сегодня многие компании в России начинают испытывать или уже испытали сложности со сбытом товаров и услуг, включая, в том числе, и продукцию собственного производства. Такое происходит по большинству товарных позиций и во всех сегментах рынка. Зачастую возникшие проблемы ведут к сокращению, а иногда и к полному прекращению деятельности организации. Первые начинают винить сегодняшнее, по их мнению, «плачевное» состояние экономики, вторые – невозможность работать из-за неповоротливости бюрократической машины, третьи – различные «санкции». Очевидно, что ни первое, ни второе и не третье, не имеют к этому никакого отношения. Причина возникающих трудностей кроется в том, что рынок после десятилетия интенсивного роста вошел в состояние продуктового насыщения, превратившись из рынка «спроса» в рынок «предложения», и большинство его участников оказались не готовыми работать в условиях новой экономической реальности.

Для успешной работы в новых условиях не применимы прежние механизмы управления предприятием и взаимоотношений с партнерами. Продолжение их использования приведет к падению выручки, увеличению издержек и, как следствие, снижению рентабельности с перспективой остановки деятельности организации. Однако, это не значит, что для работы в новых условиях функциональная модель предприятия должна быть серьезным образом изменена с последующим созданием с нуля всех рабочих процессов. Существующая модель работы организации на рынке «спроса» должна быть адаптирована к работе на рынке «предложения». Практика показывает, что после проведения глубокого аудита и правильной расстановки акцентов адаптация может произойти в разумные сроки практически безболезненно, исключая риски убытков и, сохранив штат сотрудников.

Примером таких преобразований может служить наша совместная работа в компании «Такском» - одном из крупнейших операторов электронного документооборота. Я был приглашен возглавить Нижегородский филиал компании, а Алексею было поручено направление развития продаж. Задача, поставленная центральным офисом, была амбициозной. В короткие сроки требовалось не просто значительно увеличить выручку, но и существенно увеличить рентабельность регионального офиса без значительного увеличения затрат. Задачу осложняло еще то, что проникновение аналогичных услуг конкурентов в регионе в целевых сегментах составляло более 70%.

Самым простым способом повышения рентабельности является сокращение фонда оплаты труда (ФОТ) и, как следствие, сокращение персонала. Это излюбленный метод большинства крупных российских компаний. Однако такой подход сродни лечению боли анальгетиками. Он помогает временно, не устраняет причину, и создает только ложную видимость её устранения. Проблемы вернутся и, обязательно, в большем объеме. Стоимость их устранения в будущем может быть гораздо выше. От сокращения ФОТ было решено отказаться.

План действий появился после проведения аудита работы филиала. Большинство сотрудников офиса обладали необходимыми компетенциями, и дополнительное обучение требовалось в незначительном объеме, а вот функциональной модели филиала требовались серьезные изменения, которые должны были коснуться всех служб.

В первую очередь, был внедрен функционал горизонтальных связей внутри филиала и между головным и региональным офисами. До этого момента схема связей была иерархической и усложняла взаимодействие между сотрудниками. Функционал «бэк-офиса» был передан в центральный офис. В центральный офис была также переведена и техническая поддержка клиентов. Освободившиеся ресурсы были направлены на повышение эффективности работы других служб.

Коммерческая дирекция требовала изменений. Были выделены служба прямых и создана служба непрямых (агентских) продаж. В службе прямых продаж функционал сотрудников был разделен по направлениям: холодные звонки, техническая поддержка продаж, документальная поддержка и т.д. Для каждого сотрудника была определена зона ответственности. Время на выполнение операций, будь то холодный звонок или оформление документов, стали регламентированными, был внедрен жесткий «тайм-менеджмент» в отношениях с контрагентами. Были разработаны формы еженедельной отчетности по целевым показателям и внедрена система премирования, основанная на индивидуальных достижениях каждого сотрудника и на целевых показателях работы служб в целом.

Продуктовая политика филиала тоже подверглась значительным изменениям. Стоимость продуктов и услуг была приведена в соответствие рыночным ценам в регионе. Из всей товарной линейки были выбраны продукты с оптимальным соотношением «стоимость-спрос-прибыль» и именно на их реализацию был сделан упор. Были монетизированны большинство бесплатных до этого времени услуг.

Результаты от произведенных реформ не заставили себя долго ждать. По истечении полугода был отмечен значительный рост выручки. На сегодняшний день, среднеквартальная выручка выросла более чем в десять раз, и чистая прибыль филиала значительно увеличилась. В планах на ближайшее будущее преобразование филиала в макрорегиональный офис с дальнейшей экспансией на рынки ПФО.

В заключение, нужно добавить, что приведенный выше рецепт не универсален. Каждая компания уникальна. Однако с уверенностью можно утверждать, что любой бизнес после грамотного проведения соответствующих реформ может успешно работать в изменившихся рыночных условиях.

Об авторах.

Николай Кирсанов – директор Нижегородского филиала, компания «Такском». Ph.D., Technology Management, SIT, Hoboken NJ, USA. 20-ти летний опыт руководящей работы в зарубежных и российских компаниях. Область интересов – антикризисное управление.

Алексей Койфман – управляющий партнер, компания «Академия Продаж». 10-ти летний опыт работы крупными российскими компаниями и в СМБ. Область интересов – повышение эффективности работы коммерческих служб и увеличение объемов продаж в различных сегментах.


Опять креатив высшей пробы.
ceonotes
Такую рекламу в России могут придумывать единицы. Практически всех знаю, но не знаю, кто придумал это! Очень хочется узнать.


Два главных врага.
ceonotes

У человека есть два главных врага - трусость и зависть. Они медленно разрушают его сознание день за днем. Только сумев избавиться от них человек сможет стать успешным и добиться любой поставленной цели. Никогда, я подчеркиваю, никогда никому не завидуйте и никого не бойтесь.


Классика работы с персоналом.
ceonotes
(с) Александр Дюма старший. Граф Монте-Кристо (1846).

     - Батистен, - сказал граф, - вы служите у меня уже год; этот срок я обычно назначаю для испытания своих слуг; вы мне подходите.
Батистен поклонился.
     - Остается только узнать, подхожу ли я вам.
     - О, ваше сиятельство!
     - Дослушайте до конца, - продолжал граф. - Вы получаете полторы тысячи франков в год, то есть содержание хорошего, храброго офицера, каждый день рискующего своей жизнью; вы получаете стол, которому позавидовали бы многие начальники канцелярий - несчастные служаки, бесконечно больше обремененные работой, чем вы. Вы слуга, но вы сами имеете слуг, которые заботятся о вашем белье и одежде. Помимо полутора тысяч франков жалованья, вы, делая покупки для моего туалета, обкрадываете меня еще примерно на полторы тысячи франков в год.
     - О, ваше сиятельство!
     - Я не жалуюсь, Батистен, это скромно; однако я желал бы, чтобы этой суммы вы не превышали. Следовательно, вы нигде не найдете места лучше того, на которое вам посчастливилось попасть. Я никогда не бью своих слуг, никогда не браню их, никогда не сержусь, всегда прощаю ошибку и никогда не прощаю небрежности или забывчивости. Мои распоряжения кратки, но ясны и точны; мне приятнее повторить их два и даже три раза, чем видеть их непонятыми. Я достаточно богат, чтобы знать все, что меня интересует, а я очень любопытен, предупреждаю вас. Поэтому, если я когда-нибудь узнаю, что вы обо мне говорили, - все равно, хорошо или дурно, обсуждали мои поступки, следили за моим поведением, вы в ту же минуту будете уволены. Я предупреждаю своих слуг только один раз; вы предупреждены, ступайте!
     Батистен поклонился и сделал несколько шагов к двери.
     - Кстати, - продолжал граф, - я забыл вам сказать, что ежегодно я кладу известную сумму на имя моих слуг. Те, кого я увольняю, естественно, теряют эти деньги в пользу остальных, которые получат их после моей смерти. Вы служите у меня уже год; начало вашего состояния положено; от вас зависит увеличить его.
Эта речь, произнесенная при Али, который оставался невозмутим, ибо ни слова не понимал по-французски, произвела на Батистена впечатление, понятное всякому, кто знаком с психологией французского слуги.
     - Я постараюсь согласоваться во всем с желаниями вашею сиятельства, -сказал он. - Притом же я буду руководствоваться примером господина Али.
     - Ни в коем случае, - ледяным тоном возразил граф, - у Али, при всех его достоинствах, много недостатков; не берите с него примера, ибо Али - исключение; жалованья он не получает; это не слуга, это мой раб, моя собака: если он нарушит свой долг, я его не прогоню, я его убью.
     Батистен вытаращил глаза.
     - Вы не верите? - спросил Монте-Кристо.
     И он повторил Али то, что перед тем сказал по-французски Батистену. Али выслушал его, улыбнулся, подошел к своему господину, стал на одно
колено и почтительно поцеловал ему.
     Этот наглядный урок окончательно убедил Батистена.

Два примера креатива высшего разряда
ceonotes
Тончайший троллинг РЖД



Прекрасная вирусная реклама. После нее я тоже захотел купить такого хомяка.


Главная проблема России.
ceonotes

Главная проблема нашей страны в том, что у нас очень много всего бесплатного для населения: образование, медицина, льготный проезд, государственные услуги и пр. Такие услуги никогда не будут надлежащего качества и их всегда будет окружать неизмеримый бардак и воровство. Не может быть медицина бесплатной для полноценного человека от 18 до 60 лет. Не может быть качественное высшее образование бесплатным. Льготный проезд это утопия. И так далее. Все это напрочь убивает качество таких услуг и ест тонны государственных денег, которые можно было бы направить на другие программы. До тех пор пока в нашей стране это сохраняется, ни о каком качестве таких услуг речи быть не может. И наконец самое страшное. Все бесплатное угнетает у человека его основной инстинкт - инстинкт самосохранения и стремления к выживанию. А пока такое присутствует, ни о каком значительном прогрессе ни в экономике, ни в промышленности, ни в науке ни в и т.д. речи БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Всем бесплатным мы сами себя медленно убиваем. Точка. Без вариантов.


?

Log in

No account? Create an account